Главная Святыни Икона Георгия Косова с мощ.

Икона Георгия Косова с мощ.

Житие

Истинный исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии.

Тогда, в середине 19-го века, русские люди, особенно в селах, крепко и свято хранили все традиции отечественного благочестия. Они не представляли свою жизнь без крещения детей, венчания супругов, без православного погребения умерших. Родители Георгия Коссова были очень благочестивыми. Отец был священником, а матушка воспитывала детей.

Имя своему первенцу Коссовы выбрали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси как победителя темных сил. В сердце отрока запало множество рассказов о чудотворениях, исцелениях, помощи в нуждах и даже спасениях от смерти.

Родители стремились дать Георгию хорошее образование. Вначале он учился в сельской школе, когда встал вопрос о продолжении образования, Георгий послушался совета родителей, неустанно наставлявших сына в правилах христианского благополучия.

В семинарии Георгия Коссова отличала чистота душевная, смирение и проявление любви нелицемерной. Благоговейный интерес он проявлял к изучению Священного Писания и трудов Святых Отцов, любил предаваться молитвам и пению псалмов.

После семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу. Уроки, к которым Георгий Коссов готовился с особой тщательностью, были как бы малыми проповедями, обращенными к самому сердцу детей, не могущих не чувствовать заботу и любовь учителя. На экзаменах он всегда получал награды за своих учеников. Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант, замечались в выпускниках его школы богобоязненность, примерная дисциплинированность и развитые практические навыки.

А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм. Он любил службы так, словно храм был родной его дом. И это был зов Божий к осознанному подвижничеству.

Серьезная болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христова. И по мере того, как усиливались его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на Всевышнее милосердие.

Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой. В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте Господь прославил его имя.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, и ему стало понятно, почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая церковь, где во время службы даже Святые Дары замерзали, - вот где он должен был служить. А сердца сельчан так были далеки от церкви и от Бога, что молодой священник сразу же впал в растерянность.

Не одну бессонную ночь провел в размышлениях о. Георгий, когда же стало невмоготу от безысходности, решил он пойти к мужу высокому по духовным заслугам, в Оптину пустынь. Там стоял на Божественной страже великий подвижник, украшенный обильными духовными дарованиями - о. Амвросий. Старец принимал людей, некоторых отдельно, или всех на общее благословение, вначале мужчин, а потом женщин. О. Георгий стоял в толпе, далеко от входа. Когда наконец старец появился, в белом балахоне и меховой ряске, он остановился на ступеньке перед расступившимся народом, помолился перед поставленной иконой Божией Матери "Достойно есть". Затем внимательно взглянул в толпу. И как же велико было удивление о. Георгия, когда старец стал манить его через толпу к себе. А ведь он никогда не видел и не слышал о Георгии Коссове, который и в монастырь пришел без иерейской одежды. А старец заговорил: "Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!"

С великим недоумением воспринял о. Георгий повеление прозорливого старца. Как воздвигнуть каменный храм, можно сказать, в пустыне! Какое усердие и труды надо положить!

Вернувшись в Спас-Чекряк, о. Георгий решил продолжить свое служение при храме здешнем, еще не ведая, что сию обитель местом подвигов, дабы было прославлено имя Бога. Он приступал к служению с благоговейным трепетом. В молитве его озаряла радость ожидания явления славы Божией, а душа его переполнялась восторгом о дивных делах Господних. Перенесенные искушения развили в нем смирение, страх Божий укрепил его подвижничество. Благодать просветила его разум.

В праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери о. Георгий особенно долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест.

А после службы, когда они подходили к о. Георгию с вопросами, он отвечал обстоятельно и душеспасительно. Как-то получалось у него сразу же понять духовное состояние человека, его духовную болезнь, указывал он прежде всего христианские средства излечения недугов. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание.

Быстро распространилась слава о подвижнической жизни и обильных добродетелях верного пастыря. Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, желая узреть дивное житие исповедника веры, получить от него благословение, услышать слово назидания.

Навсегда оставалась в сердце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о тех духовно сладостных минутах, которыми утешила Царица Небесная через Ее чудотворную икону. Не только великолепием и торжественностью отличались службы здесь, а неким проникновенным настроением служения священника Господу и Его Пречистой Матери, небесным Силам.

Со всех сторон, а Спас-Чекряк находился на границе трех губерний - Орловской, Калужской и Тульской, - шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Для приезжих у него был даже выстроен страннический дом, подобие гостиницы, построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. Свою хозяйственную деятельность батюшка и начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод. На нем и работали прихожане села. А приезжие не только получили кров, батюшка приходил к ним, вместе они вкушали трапезу, он также отвечал на великое множество вопросов.

По данным благодати Божией о. Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых. Они ужасно мучились, одержимые как бы лишались разума, приходили в исступление. Неистовствовали, кричали, вопили, иногда повергались к ногам священника. Он молился, окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных. Случаи исцелений были многочисленны и каждодневны. Бывало не раз, что больного, расслабленного подносили к батюшке, а из Спас-Чекряка он шел бодро, на своих ногах, вознося молитвы милосердию Божию.

Для тяжело страждущих и больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней делал "обходы" больных, излечивал тех, кого родные уже не чаяли видеть здоровыми.

Подвижника так почитали и верили в его неустанное заступничество, что считали, что, если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. И Бог в самом деле внимал словам праведника, прославленного даром прозрения. Пророчества батюшки преподносились людям в наставлении Заповедей Божьих. И слово его было источником исцелений для верующих.

В 1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Авросия. А в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения Господня, знаменующий в самом деле преображение всей жизни в этом, недавно еще захолустном селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не называли иначе, как Богом забытое. И, обратилось оно в место Божией славы. Великие благодеяния Божии были явлены в Спас-Чекряке подвижнику за его святое житие. Люди не уставали дивиться его благочестию, а Сила Божия подвигала его на все более великие дела.

Не имея средств, а уповая только на чудодейственную помощь, о. Георгий, принявший венец доброты из рук Господа, начал устраивать в деревне приют. В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о. Георгий, окрыленный любовью к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и знатных, благородного происхождения. Они несли свои копеечки и достояние.

К мудрому пастырю Христову пришли верные сподвижники - педагоги и воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя отец Георгий, подавая всем пример трудолюбия, воздержания и смирения, избегая суеты мира.

22 октября 1903 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде. Освящение школы обратилось во всенародный праздник в Спас-Чекряке, на который приехали духовенство, губернские и уездные представители властей, губернские и уездные представители властей, духовные дети о. Георгия, почитатели его святости.

В приходе о. Георгия было построено еще несколько школ: Сиголаевская (дер. Сиголаево), Шпилевская (дер. Шпилево) и Меркуловская (дер. Меркулово), в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей земли орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему.

Отовсюду ехали в Спас-Чекряке люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины, чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом уголке в глубине России.

Посетил Спас-Чекряк классик русской литературы М. Пришвин, и о тех дивах, что представились в Спас-Чекряке, он написал очерк "Новая земля". Рассказывал он и о святом колодце батюшки Егора, и о великой преданной вере почитателей подвижника, и о чудных случаях прозрения и излечения христиан.

Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь у Господа.

На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил Орловско-Севский епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.

Поручая себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать свою паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям Спас-Чекряк был как бы островком посреди разбушевавшегося моря. Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к ней и духовенству. Преследовать стали всех духовных лиц и их родственников.

Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовать? В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа. На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха.

Промысел Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра. Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую.

Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали отцу Георгию выполнять самые грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились сделать их, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить. Бог продолжал оберегать своего угодника.

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги.

Но и на смертном ложе не оставлял батюшка своей попечительности о ближних, не отказывал приходящим к нему людям, принимал их лежа и говорил им: "Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать."

Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих. Умер он 26 августа 1928 года по старому стилю. Всех лет его земной жизни более 73. Множество народа спешило в Спас-Чекряк, желая воздать долг почитания и любви, попрощаться с тем, кто жил Бога ради. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий. Многие только теперь поняли, к какой святости были приобщены.

Гроб с телом в величественном крестном ходе обнесли вокруг церкви и похоронили святого около церкви у алтаря.

Прошли десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. Но неизменно появилось то, что не может рука человеческая разрушить - дела Божии. Не загладилась и уверенность в святости о. Георгия Коссова. Духовные дети его поставили памятник и оградку на могиле. К ней "не зарастала народная тропа". Люди испытывали на себе помощь от молитв к о. Георгию, оказывались свидетелями чудес по его представительству. Он являлся в сновидениях, люди исцелялись, купаясь в батюшкином святом колодцу.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем. И отныне 9 декабря будет днем обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова.

Источник: http://www.oryol.ru/material.php?id=4477

Тропарь, глас 6

Пастырю добрый Бога в сердце смирением стяжавый / Орловския земли предивное украшение. / Послушанием, терпением страхования преодолевый, / на месте пусте храм и школу создавый. / Любовью Христовой всех согревая, / силою благодати бесы изгоняя, / явлением мощей твоих нас ободряя, / святой праведный отче Георгие, / молись Пресвятой Троице спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Чудесы и подвиги украшенный / святое житие оставил еси нам в память. / Мы же с любовию верно чтущие Тя / молим, покрывай нас от всех бед и напастей / святою своею любовию, / священноисповедниче Георгие.

Величание

Величаем тя, священноисповедниче Георгие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва

О, преблаженне отче наш Георгие! Призри ныне от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехи многими, твоея помощи и утешения умильно просящих. Темже молим тя, отче святый, испроси и нам у Бога благоприятное и спасительное время на покаяние. Да отпустит Всемилостивый Господь народу нашему грехи за предание и убиение Царя, Помазанника Божия, за осквернение и разорение храмов Православных, за поругание всякия святыни земли Русския. Вемы яко осуетихомся умом и сердцем предахомся непотребным и лютым страстем, благочестие презрехом, паче же бесовское нечестие возлюбихом. Простри убо ныне молитвенно руцы твои ко Владыце всех и Господу, и испроси щедродательную Его милость да избавит нас от беззаконий наших, от всяких бед и скорбей за еже на ны пришедших, от расколов и ересей и от гонений иноплеменников на Церковь Православную. Веруем, отче всеблаженне, яко аще Христовою любовию возлюбил еси ближния твоя еще на земли тебе бывшу, кольми паче любиши вся ны и на небесех ныне водворяяся. Умоли, священноисповедниче наш Георгие, купно со всеми Мученики и Исповедники, Господа Бога Царя Сил, да подаст и нам грехов прощение, да процветет в России вера Православная и водворится паки ликование праведных.и да возстанет из забвения престол православных царей. Не презри убо молений наших, изливаемых ныне пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоими ходатайствы почиет благодать Его во граде нашем, идеже почитаются преславное имя и многоцелебные мощи твои. Темже сохраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно да поживем в веце сем, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, и да обрящем благодать и милость Господа нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист священноисповеднику протоиерею Георгию Коссову

Кондак 1

Избранный воине Христов, священноисповедниче отче Георгие, венцем славы небесныя украшенный, похвальное пение тебе приносим, ты же яко дерзновение имея ко Господу, моли Всеблагаго Царя Славы даровати милость почитающим святую память твою и теплым сердцем поющим:
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Икос 1

От юности Христа возлюбил еси, и Тому тесным путем последовав, сосуд избран Духа Святаго явился еси, дар чудотворения и прозрения восприемый. Орловския земли заступниче, богоизбранне отче Георгие, преславный защитниче от врагов спасения нашего видимых и невидимых, темже нас на похвалу твою воздвизаеши радостию воспевати ти: 
Радуйся благочестивых родителей чадо прелюбезное; радуйся страху Божию и чистоте теми наученный.
Радуйся, со млеком матерним веру православную впитавый;
радуйся, узкий путь и тесныя врата ко спасению избравый.
Радуйся Орловския страны в вере утверждение;
радуйся, пред престолом Бога Вышняго наш твердый предстателю.
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь спасения твоего. В зиму лютую, в болезни и нищете притекл еси в Спас-Чекряк, идеже место бе пусто и безлюдно. Но обаче то избра Господь да прославится тамо Имя Его, и бысть сие поприщем подвигов твоих. Темже взываем с радостию Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптинстих, бурею помышлений движимый пришел еси яко странник убогий к великому старцу Амвросию да укрепит твое сердце, и да наставит тя на подвиг пастырского служения. Он же, яко провидев вся Божия произволения о тебе, паки возврати тя в Спас-Чекряк, идеже и обрел еси доброе пристанище и утверждение. Видевше таковое Божие благоволение, глаголем сице: 
Радуйся, веры правыя нерушимое основание; радуйся светлый образе простоты и смирения. 
Радуйся, света Христова носителю; радуйся, всякия правды добрый ревнителю. 
Радуйся, любвеобилие неистощимое; 
радуйся, христианских добродетелей насадителю. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступнице земли нашея.

Кондак 3

Имеяй крепкую веру во благое промышление Господа нашего о спасении человеков, во смирении души возвратился еси в приход твой, отче Георгие, и взял еси крест твой на рамена твоя. Святым Даром от мраза замерзающим во храме ветхом, обаче возжигал еси ты свещу пред чудотворным образом Пресвятыя Богородицы и молил еси усердно Владычицу да управит путь твой. Мы же видяще таковое твое твердое упование на милость Царицы Небесныя, воспеваем: Аллилуйя.

Икос 3

Зря труды твоего послушания, враг спасения рода человеческаго завистию распалаемь, потщася изгнати тя, гнусными гласы хвалящеся воздвигнути бесы мнози супротив тебе единаго. Ты же молитвами старца Амвросия укрепляем, и небесному покровителю твоему Георгию Победоносцу подражая, победил еси древнего змия и разгнал еси нахождения бесовские. Мы же, благодаря о сем укрепившаго тя Господа, с любовию взываем ти: 
Радуйся, всю надежду на Господа возложивый; 
радуйся, силою Божией полки бесовские победивый. 
Радуйся, Оптинскаго старчества достойный приемниче; 
радуйся, старца Амвросия духовный наследниче. 
Радуйся, имже наставлен был еси к духовному деланию; 
радуйся, яко с ним ныне во славе небесней пребываеши. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 4

Разум Божественных писаний стяжав и силою любве утверждаяся в вере, поревновал еси, отче, Евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев Церкви древния. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, увидел еси, яко благо есть иго Христово и бремя Его легко есть, темже воспел еси со умилением: Аллилуйя.

Икос 4

Боготечно шествовал еси от силы в силу, отче наш Георгие, и яко достойный быв сосуд Божия благодати, велия чудеса яви Господь ти, яко угоднику Своему. Имея дар прозрения, сокровенная сердец ведый и грядущая яко настоящая, прославил еси имя Христово во всех концех земли нашея, сего ради вопием ти: 
Радуйся, на земли от Бога даром чудотворения прославленный; 
радуйся, нищету духовную себе усвоивый. 
Радуйся, отче Георгие, земли нашея защитниче; 
радуйся, грехми оскверненныя молитвами твоими очищающий. 
Радуйся, супротив духов злобы доблий воителю; 
радуйся, на небесех венцем неувядаемым увенчанный. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 5

Слышавше людие мнози богоугодное житие твое, прихождаху к тебе со упованием получити утешение и вспомоществование в житейских скорбех и нуждах. Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси им, благодарно взывая к Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Светом добрых дел твоих и врачеванием недугов умилил еси души и сердца человеков. И бысть храм твой, яко врачебница безмездная всякому в оньже притекшему - богатому и убогому, премудрому и простому. Ты же едино в сердце утвердив, яко даже наказуя Господь милует, врачеваше всех. Таковей силе твоего чудотворения и нелицеприятию дивящеся, воспеваем ти хвалебную песнь: 
Радуйся, неутешных в скорбех утешение; 
радуйся, требующих помощи стено необоримая. 
Радуйся, душевных и телесных недугов скорый врачевателю; 
радуйся, словом и делом ближнему усердно послуживый. 
Радуйся, смиренномудрия учителю; 
радуйся, веры и любви насадителю. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 6

Провозвестник святости и праведности жития твоего явися святый праведный Иоанн Кронштадтский, именуя тя своим соратником и преемником. Такожде и братия Оптинския начаша почитати тя яко старца. Ты же смиренно верою и правдою Богу и людем послужил еси, ихже оберегая от невзгод и напастей. Темже людие православнии с радостию прославляют Бога: Аллилуйя.

Икос 6

Хотя Господа нашего Иисуса Христа достойно ублажати, поревновал еси, отче Георгие, новаго храма каменнаго созданию, вкупе же и просвещения христианскаго насаждению и обездоленных ограждению. Мы же, видяще неустанный подвиг твоего пастырскаго служения, изумляемся, како понесе таковые труды немощь естества человеческаго, и усердию твоему покланяемся, благодарно вопиюще ти: 
Радуйся, мир с Богом и людьми стяжавый; 
радуйся, в кротости и смирении поживый. 
Радуйся, тайныя человеческия помышления прозревавый; 
радуйся, терпения христианского учителю. 
Радуйся, обидимых неложное упование; 
радуйся, гордых и заблуждших вразумителю. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 7

Дивный храм Преображения Господа Славы воздвигл еси в глухом сельце, яко в царстем граде подобаше, и тем исполнил еси благословение старца Амвросия. С усердием молился еси, отче, ко Господу и Пречистей Его Матери: да пребудет храм сей жилищем Божией благодати и да услышит в нем Творец люди Своя, с верою вопиющия: Аллилуйя.

Икос 7

Созидая храм велий на приношения людския, но обаче жертвы неправедныя, отче Георгие, отвергал еси. Темже в тайная сердца зря, нечестиваго купца, обидящаго сирот и вдовиц, обличил и к покаянию привел еси его, научая за все благодарити и славити Господа. Зряще таковое милосердие твое, поем ти: 
Радуйся, свет Христов на месте тьмы бесовския утвердивый; 
Радуйся, на месте идольских капищ храм Божий поставивый; 
Радуйся, молитвенными слезами основание его оросивый; 
Радуйся, рукама своима краеугольный камень его положивый. 
Радуйся, непреложно на помощь Божию уповавый; 
Радуйся, богомудрый учителю и молитвенниче о душах наших. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 8

Стена и прибежище был еси чадом твоим, блаженне, егда во время гладов и смуты нищия и убогия питал еси, приют отроковицам устрояя, да обретут тамо сироты душевный покой и спасение. Темже блаженство милостивых унаследовал еси ныне, отче Георгие, со святыми вечно воспевая на небесех хвалебную песнь: Аллилуйя.

Икос 8

Ревностно потрудившися на благо ближним своим, создал еси училище народное, идеже кротко и богомудренно добродетелем поучал еси, в милосердии, сострадании и целомудрии вся утверждая. Добре упасл еси Богом врученное тебе стадо, да не похитит враг невидимый едину от овец твоих. Темже тя хвалим и зовем ти сице: 
Радуйся, юныя души для Царствия Небеснаго возрастивый; 
радуйся, во главу угла любовь христианскую положивый. 
Радуйся, бездомных и сирот пристанище; 
радуйся, имже яко отец родной и добрый учителю пребывший. 
Радуйся, любовь к труду и молитве в сердца отроков влагавший; 
радуйся, любовию своею невзгоды других покрывавший. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 9

Новаго заступника, молитвенника и ходатая за Россию дарова тя Господь в годину тяжких испытаний всем верным, яко мнози отпадаху от спасительнаго корабля Церкви Православныя в море всепагубных треволнений. Ты же, отче, маловерныя и заблуждшыя усердно наставлял еси, ереси и учения тлетворная обличая, многия от пути погибели обратил еси ко Христу Жизнодавцу, научая пети Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Видя державы Российския разорение, народа духовное падение, ересей чуждых востание и христиан верных злое погубление, молился еси непрестанно ко Господу, да пощадит Человеколюбец отчизну нашу от погибели всеконечныя ходатайством Царицы Небесныя и сонма Святых Русских. Сего ради вопием ти таковая: 
Радуйся, безбожия идольского неустанный сопротивоборче; 
радуйся, пастырю добрый и стада твоего от волков лютых защитниче. 
Радуйся, души заблудшие к Богу приводивый; 
радуйся, к единению с Матерью Церковью отпавших призывавый. 
Радуйся, во ограду церковную расточенныя овцы собиравый; 
радуйся, незлобия и всепрощения образ всем показавый. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 10

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, священноисповедниче отче Георгие, егда предложенный ти соуз со враги на пагубу Отечества ничтоже сумняся отвергл еси. Мы же почитая во Христе твои страдания, просим твоея помощи и заступления. Утверди и нас в вере и терпении и подаждь нам разум воспевати Богу присно: Аллилуйя

Икос 10

Кто убо исчислит лишения и болезни твоя, егда восташа на тя вожди бесовские и предаша мукам заточения за имя Христово. Ты же к вечному спасению и мучители твоя обратил еси, чудеса и исцеления творя, да узрят силу Божию в немощи совершаемую. Мы же припадая к честному образу твоему, со умилением взываем ти: 
Радуйся, хулы и напасти от заблуждших претерпевый; 
радуйся, за обидящих и гонящих тя молитвенниче усердный. 
Радуйся, среди поруганий яко отроча беззлобное пребывая; 
радуйся, к покаянию мучителей призывая. 
Радуйся, сокрушенныя слезы за оставивших путь Христов проливавый; 
радуйся, за виновных пред Судиею милостивый ходатаю. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 11

Многи скорби и болезни претерпел еси, отче наш Георгие, егда твердо стал еси супротив сил вражиих, ихже козни и коварства обличая и бесы от одержимых теми отгоняя. Темже до конца дней твоих помогал еси страждущим и скорбящим, непрестанною молитвою славословя Господа: Аллилуйя.

Икос 11

Тако подвизаяся, в молитве усердной в руце Господа предал еси чистую душу твою, юже ангелы вознесоша со славою в горния обители. Ты же и по святей кончине твоей не оставил еси сирыми нас, чад твоих, наставляя и исцеляя всех с верою к тебе приходящих, моляся за ны пред престолом Божиим. Сего ради приими от нас малое моление сие: 
Радуйся, в истине Христовой даже до муки смертныя пребывый; 
радуйся, до конца всякия скорби от диавола претерпевый. 
Радуйся, в скорбное время печальниче и утешителю верных; 
радуйся, яко многия чада твоя за Христа исповедницы и мученицы быша. 
Радуйся, при жизни добрый подвижниче; 
радуйся, и по смерти на небесех наш добрый предстателю. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 12

Бурею злобы и неистовства дышуще, служители безбожныя и после смерти гнаху тя, могилу твою сравняша, храм же разориша, темже и Спас-Чекряк безлюден бысть. Мняху нечестивии дело твое и веру православную зде до конца истребити. Но обаче пред кончиною твоею паки сотвори Господь чудо и дарова источник воды живой, егоже ты освятил и благословил еси всем в нуждах и скорбех приходити семо, якоже и к тебе самому прихождаху. Сии же святыя воды явишася бесом поругание, верным же исцеление и утешение, за-неже воспеваем Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Действом Промысла Божия меж двух тысящелетий прославлен был еси Архиерейским Собором, священноисповедниче Георгие, и в лике Святых просиял еси. По сих же дарова Господь Орловстей земле сугубую милость, явив из под спуда святыя мощи твоя. Ныне с надеждою притекая к сей многоцелебней раце, ублажаем святую память твою вси, поем и славим тя: 
Радуйся, неугасимый светильниче земли Русския; 
радуйся, прославивый имя Божие среди человеков. 
Радуйся, весь живот твой Христу Богу предавый; 
радуйся, блаженне, любовию и кротостию злобу века сего победивый. 
Радуйся, блаженства Святых на небесех удостоенный; 
радуйся, и нас грешных молящихся тебе милостию твоею не оставляю-щий. 
Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 13

О, дивный угодниче Христов и чудотворче, священноисповедниче наш Георгие, приими сие малое моление, якоже вдовицы две лепте. Услыши ныне и нас грешных, скорбьми, болезньми и печалями одержимых, обаче с верою почитающих честныя мощи твоя, яко многоценный залог предстательства твоего о нас ко Господу. Моли убо Владыку нашего да избавит нас от погибели веч-ныя, и да сподобит блаженства со Святыми воспевающих Ему хвалебную песнь: Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, преблаженне отче наш Георгие! Призри ныне от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехи многими, твоея помощи и утешения умильно просящих. Темже молим тя, отче святый, испроси и нам у Бога благоприятное и спасительное время на покаяние. Да отпустит Всемилостивый Господь народу нашему грехи за предание и убиение Царя, Помазанника Божия, за осквернение и разорение храмов Православных, за поругание всякия святыни земли Русския. Вемы яко осуетихомся умом и сердцем предахомся непотребным и лютым страстем, благочестие презрехом, паче же бесовское нечестие возлюбихом. Простри убо ныне молитвенно руцы твои ко Владыце всех и Господу, и испроси щедродательную Его милость да избавит нас от беззаконий наших, от всяких бед и скорбей за еже на ны пришедших, от расколов и ересей и от гонений иноплеменников на Церковь Православную.

Веруем, отче всеблаженне, яко аще Христовою любовию возлюбил еси ближния твоя еще на земли тебе бывшу, кольми паче любиши вся ны и на небесех ныне водворяяся. Умоли, священноисповедниче наш Георгие, купно со всеми Мученики и Исповедники, Господа Бога Царя Сил, да подаст и нам грехов прощение, да процветет в России вера Православная и водворится паки ликование праведных.и да возстанет из забвения престол православных царей.

Не презри убо молений наших, изливаемых ныне пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоими ходатайствы почиет благодать Его во граде нашем, идеже почитаются преславное имя и многоцелебные мощи твои. Темже сохраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно да поживем в веце сем, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, и да обрящем благодать и милость Господа нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконография

Иконография Георгия начала разрабатываться орловскими художниками в конце 90-х годов XX века, накануне его канонизации, в современных традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: например, для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А. В. Власовым из Мценска (в настоящее время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Георгия 10-х или 20-х годов XX века, а древнерусские ростовые образы святых, облаченных в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введен как награда в 1797 г.), в лике отсутствует портретная характеристика.

Последующие иконы Георгия, созданные в начале XXI века в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям - святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в темной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и легкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны 2 поясных образа с мощевиками (работы диакона Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского кафедрального собора Орла и церкви Рождества Христова в Болхове: Георгий изображен в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей). К этой же группе произведений принадлежит икона Георгия с мощевиком 2000 г. письма художника Н. И. Троицкого из церкви святителя Николая Чудотворца на Песках в Орле, которая воспроизводит фотографию Георгия по композиции и отчасти передает ее монохромный колорит. Образ 2003 г. из того же храма создан по типу иконографии праведного Иоанна Кронштадтского (Георгий с потиром в руке). Иконы мастера М. М. Никитина (2000 и 2002 гг.) из церкви святителя Василия Великого в Орле, заказанные в период обретения мощей, выполнены в традиционной иконописной стилистике XVI-XVII вв., но тоже с использованием фотодокументов, причем на 2-й иконе Георгий представлен в полном священническом облачении (другой тип иконографии). Еще один извод предложен диаконом Александром Невровым - это ростовая икона 2002 г. (собрание автора) с фигурой святого вполоборота в иерейском облачении на фоне Преображенской церкви в с. Спас-Чекряк (скопирована с рисунка начала XX века).

М . А . Комова

Источник: http://www.pravenc.ru/text/164219.html