Главная Новости

Новости

Крещение Господне - Святое Богоявление

Подробнее...17.01.11г. 

19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество - праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, "глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!"

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: "Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся", говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания, как об этом повествуется в Святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: "Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды" (Быт. 1,6). И в третий день изрёк Творческий Глагол: "Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1,9-10).

Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет более высшее значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман "окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился" (4 Цар. 5, 14). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где "Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Ин. 5, 4). В купальне Силоам по слову Христа Спасителя, исцелившись, прозрел слепорождённый (Ин. 9, 2).

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь "очищение водою роду человеческому дарует"; "Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш..."

Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело. Конец любого дела - от Бога, начало - от нас. Положим в своих делах перед Богом доброе начало, - и будет им добрый конец.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога". При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".

Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую Агиасму.

При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники "прописывают" своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Тропарь праздника Богоявления, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Празднование Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Воскресной школе Ахтырского кафедрального собора

Подробнее...9.01.11г. 

7 января в 14.00 в Воскресной школе Ахтырского кафедрального собора Орла прошло торжество в честь праздника Рождества Христова.

Вначале для ребят была проведена рождественская ярмарка. Затем к воспитанникам с поздравлением обратился духовник Воскресной школы протоиерей Дмитрий Захаров. Для родителей и гостей преподаватели школы с ребятами подготовили праздничную программу: песни, колядки, стихи, театральную постановку.

Когда концерт был закончен, учеников и их родителей поздравил настоятель собора иерей Александр Садовьюк. Каждому ребенку батюшка подарил икону Рождества Христова и сладкий подарок.

Ребята, довольные своим выступлением, поздравлениями и подарками вместе с родителями пошли на службу, по окончании которой архиерейский хор поздравил всех прихожан колядками.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»

Подробнее...8.01.11г. 6 и 7 января в Ахтырском кафедральном соборе Орла прошли торжественные богослужения в честь праздника Рождества Христова. Богослужения возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон.

Перед принятием Святого Причастия, настоятель кафедрального собора иерей Александр Садовьюк огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После торжественного богослужения Владыка сердечно поздравил богомольцев со Светлым праздником.

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

7.01.11г. 

Рождественское послание

Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам

Русской Православной Церкви

 

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы,

всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В нынешнюю светозарную ночь мы вновь духовно переживаем радость обретения миром своего Спасителя. Вновь мысленно зрим Сына Бога Живого, лежащего в яслях Вифлеемского вертепа. Вновь слышим в сердцах своих ангельский глас, воспевающий хвалу Творцу и Искупителю: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Внимая славословию небесных сил, мы осознаем, что Рождество Христово исполнено вневременного значения и имеет прямое отношение к судьбе каждого человека. Даже тот, кто пока еще ничего не знает о подвиге Спасителя, может теперь обрести познание Истины, стать чадом Божиим и наследовать жизнь вечную. Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить.

Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию  (см.: Быт. 1, 26). Но Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество всё больше и больше погружалось в бездну греха и гордыни. И тогда Господь, любя своё творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке. Этот пример есть надёжный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идем по этому спасительному пути, когда откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращённых к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа, во благо Церкви.

Такой труд становится радостным трудом во имя Христово, он реально преобразует окружающий мир и нас самих. Люди достигают сплочённости, работая не по принуждению и не ради корысти, а движимые искренним желанием сотворить дело доброе и полезное. Тем самым мы совместно служим Создателю, претворяя в жизнь Его волю. Греческое слово «литургия» переводится как «общее дело». Вся наша жизнь должна стать Литургией, общей молитвой и общим делом, совершаемым для того, чтобы воплотить в жизнь Божий замысел о мире и о человеке и тем самым воздать славу и хвалу Творцу. Это требует от нас солидарности с братьями и сестрами по вере и даже с теми, кто еще не обрёл в сердце своём Господа, но, подобно евангельским волхвам, находится на пути к Нему.

Важность объединения усилий для преодоления скорбей и несчастий показали нам пожары, засухи и наводнения минувшего года в России и в некоторых других странах исторической Руси. Они еще раз напомнили нам о христианском долге помощи ближним – без различия убеждений, национальности, социального положения. В горячие летние месяцы многие люди щедро делились своими силами, временем и достоянием с теми, кого они даже не знали и которых вряд ли когда-либо увидят. Во имя чего они это делали? Во имя сострадания тем, кому плохо, кто терпит лишения и кому нужна помощь.

Общественная солидарность, совместные труды ради достижения общих целей невозможны без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без отказа от обращённости исключительно к своим нуждам и интересам. В основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3) лежит закон любви, завещанный нам Спасителем. Единение народа не может быть ограничено лишь минутами испытаний. Оно должно стать неотъемлемой частью нашего национального самосознания и жизни.

Сила церковного единства явственно ощущалась мной во время многочисленных поездок по епархиям России, Украины, Казахстана, Азербайджана. Всюду я видел готовность архипастырей, клира, монашествующих и мирян трудиться на благо Православия, совершенствовать приходскую, монастырскую и епархиальную деятельность. Это вселяет надежду на успешное развитие церковной жизни в духе единения и соработничества.

От сердца, исполненного радости, поздравляю вас, Преосвященные архипастыри, досточтимые клирики, насельники обителей, братья и сестры, с великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новолетием. Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

Аминь.

Кирилл,

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово 2010/2011 г.

Рождественское послание архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона

6.01.11г. 

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; И всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин.4,7-9)

Возлюбленные братья и сестры! Вновь и вновь раздается над миром рождественский гимн: «Рождество Твое Христе Боже наш... », вновь во всех храмах, домах, сердцах верующих людей совершается праздник, который очищает нас от греха, злобы времени и призывает к обновлению нашей жизни. Жизнь — это самый бесценный дар Божий человеку и Творец хочет, чтобы мы берегли жизнь и вошли бы в вечную жизнь достойно и свято.

Рождество Христово есть проявление любви Божией к роду человеческому и Отец Небесный желает видеть нас очищенными от греха и порока. Он хочет увидеть весь наш мир человеческий живущими во взаимопонимании, терпении, в добре.

Дорогие жители Орловщины! В эти рождественские дни пусть каждый спросит себя: «А я живу в любви и мире с Богом, с Церковью, со своей семьей, детьми, мужем, женой, со своими соседями?» Как много вокруг нас человеческого зла убивающего в наших душах Божественное начало. Для исправления нашего зла в добро по любви к нам и пришел Рождеством Господь наш Иисус Христос. С кем Христос с тем и Его любовь «и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин. 4,16). Чтобы достичь состояния любви человек должен добровольно принять Христа в свое сердце и хранить его для Божией любви и для Царства Небесного «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него ... Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 1,18,19).

Возлюбленные! Все создано Богом для борьбы с грехом и греховной жизнью, только с верой в Иисуса Христа мы сможем скинуть с себя ярмо греховного рабства, снять с себя смерть духовную и получить жизнь вечную, войти в силу благодати, дарующей нам жизнь и победу над злом. «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но предоставьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6, 12-14).

Дорогие братья и сестры, в наши дни, как никогда роду человеческому необходима благодатная помощь в борьбе со смертью, которая проявляет себя наркоманией, алкоголизмом, жестокостью и насилием, разрушением семей и развалом личности человеческой. Все это мы победим только с верой во Христа Спасителя нашего, с верой в Бога. Всем нам важно вернуться к трудолюбию, милосердию, к жертвенной любви к родной земле, к ее истории и культуре.

В эти Рождественские дни пусть каждый из нас поможет нуждающимся добрым словом, подаянием, трудом. Особенно в дни празднования Рождества Христова будем помнить о детях, которые брошены в детских домах, как и о престарелых людях так же нуждающихся в добром слове, поступке милосердия.

Возлюбленные, Рождество Христово — это призыв к каждому из нас хранить свою веру в сердце и жить по вере, жить духовно и подражать призыву апостола Павла: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа Бога» (Еф. 5, 3-5).

В эти дни сердечно поздравляю с Рождеством Христовым власть предержащих, Губернатора области, Председателя областного Совета народных депутатов, глав муниципальных образований, районных центров и городов, каждого жителя Орловской области.

Желаю вам здравия, долголетия, счастья и Божьего благословения. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: „встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос“ (Еф.5,10-14)».

Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон

Рождество Христово 2010 / 2011 года

г.Орел

Еще статьи...