Главная Новости

Новости

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Подробнее...«Прошлое Русской земли богато великими героями, жертвовавшими жизни за Родину, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями. По великому промыслу Божиему богато оно и скромными подвижниками, совершавшими такие духовные подвиги, которые вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, они оставили память, прочнее памяти многих героев. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего православного народа.

Одним из таких праведников является преподобный Сергий Радонежский, к гробнице которого и поныне ежегодно стекаются миллионы русских людей» (архимандрит Никон (Рождественский).

***

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. Ребенка окрестили с именем Варфоломей, что значит «сын радости». Еще до рождения Бог избрал его на служение Себе: младенец во чреве матери трижды возгласил в храме во время Божественной литургии.

С детства Варфоломей отличался добротой, любовью к молитве и посещению храма. Рос он тихим и кротким мальчиком, любившим уединение и сторонившимся сверстников. Вместе с братьями Степаном и Петром в семилетнем возрасте Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с превеликим трудом. Впечатлительный мальчик очень переживал эту напасть и усердно молил Господа «открыть ему дверь книжного разумения».

Однажды, разыскивая в поле пропавших лошадей, он увидел старца-монаха. От смиренного и кроткого облика старца веяло такой необыкновенной добротой и любовью, что неожиданно для самого себя Варфоломей поведал ему свое горе. Старец помолился, благословил мальчика, и… Господь дал тому память и разумение: Варфоломей стал преуспевать в книжной премудрости гораздо больше, чем и его братья и все прежде насмехавшиеся над ним соученики.

После этого чудесного события в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу.

***

XIV век был тяжелым временем для Руси — татары разорили практически всю страну, а между русскими князьями шли бесконечные раздоры и междоусобицы. Обеднев от татарских набегов и поборов московского князя, некогда довольно зажиточная семья Варфоломея вынуждена была оставить родную ростовскую землю. Как и многие ростовчане, перебрались они в маленький городок Радонеж — удел младшего сына Ивана Калиты Андрея, где переселенцам были обещаны многие льготы и всяческая помощь. Было это в 1328 году.Подробнее...

После смерти родителей, в 20-летнем возрасте, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, к тому времени овдовевшим и принявшим монашеский постриг, поселился в 10 верстах от Радонежа в глухом лесу на горе Маковец у речки Кончуры. Здесь они срубили убогую келью и маленькую церковь, которую освятили в честь Святой Троицы. Так в 1337 году было заложено основание знаменитой впоследствии обители преподобного Сергия.

Вскоре Стефан, не выдержавший суровой жизни, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Кстати, впоследствии, будучи архимандритом, Стефан стал духовником великого князя Симеона Гордого, а его сын — святой Феодор — будет духовным отцом государя московского, благоверного князя Димитрия Донского.

Варфоломей же, постриженный на 23-м году жизни в монашество с именем Сергий (что у древних римлян значило «высокий, почтенный»), два года жил один. Тяжела была жизнь в «пустыне»: мимо его одинокой кельи пробегали голодные волки, готовые растерзать инока, бродили медведи, бывало ему холодно и голодно… Но какая-то чудесная сила, жившая в нем, заставляла переносить все тяготы и невзгоды — во всех скорбях и искушениях был с ним Господь! Незримая помощь Божья по усердным молитвам молодого монаха поддерживала и охраняла от всех напастей, ободряла и укрепляла усердного и верного раба Господня.

Как сказано в святом Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так не могли укрыться и подвиги Сергия, и вскоре о необыкновенном пустынножителе повсюду стала распространяться молва. Одни говорили о его трудолюбии и строгом воздержании, другие удивлялись его простоте и незлобию, третьи рассказывали о его власти над злыми духами — все поражались его смирению и душевной чистоте. Из окрестных сел и деревень к обители Сергия начали пробираться многие: кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой — всякий слышал от него доброе слово, возвращался утешенный и успокоенный.

Пришли к Сергию и 12 иноков, которые стали делить с ним тяготы пустынножительства. Сергий трудился больше всех: рубил дрова, строил для братии жилища, пек хлеб, носил воду, постоянно помня слова Спасителя: «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10: 44). Он оставался самым смиренным из монахов, носил самую ветхую одежду. Вскоре, как наиболее достойного, братия избрала Сергия своим игуменом. Было ему в это время около 40 лет. И еще долгих 30 лет управлял преподобный Сергий своей родной обителью.

«Мир — писал профессор В. О. Ключевский, — приходил в монастырь Сергиев, и то, что он видел здесь, быт и обстановка пустынного братства, уже поучали его самым простым правилам, которыми крепко христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно, “все худостно, все нищетно, все сиротинско”. В обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной рясе игумена, но все дружны между собой и приветливы к пришельцам. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, и все молятся после работы. Во всех чуется скрытый огонек, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту обитель труда и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный, освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибиваясь к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей». «Таково было сияние святости, всепобеждающая нравственная сила, духовная красота, нравственная чистота, таково было блистание разума в слове и совете Сергия. Уклоняясь от всяких почестей в убогой своей дремучей пустыньке, Сергий был (и остался на все века) совестью Руси!» (Б. В. Шергин). А потому со временем обитель Живоначальной Троицы стала центром духовной жизни Московской Руси.

***

Шли годы... Слава о преподобном Сергие распространилась не только по Русской земле, но и за ее пределами: сам Константинопольский патриарх Филофей прислал преподобному крест и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общинножития. Митрополит Алексий Московский, с которым преподобного Сергия связывали тесные узы духовной дружбы, предчувствуя близкую кончину, хотел передать ему свои полномочия, но Сергий по своему смирению отказался от первосвятительства.

Как поется в церковном песнопении, «в пениях, бдениях и пощениях ты был примером твоим ученикам, поэтому вселился в тебя Святой Дух». Преподобный Сергий совершал многие чудеса по молитве, удостаивался великих откровений: за четыре года до кончины явилась ему Матерь Божия и обещала покровительство его обители. Вот как описывает это чудо Епифаний, ученик и автор жития преподобного.

Однажды блаженный старец молился перед образом Богоматери. Прочитав положенные молитвы, присел он немного отдохнуть и вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо, трезвись и бодрствуй, ибо чудное и ужасное посещение готовится сейчас нам». И тотчас послышался голос: «Се, Пречистая грядет». Святой заторопился из кельи в сени. И вот яркий свет осенил его, и увидел он Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном. И упал он ниц, не в силах терпеть «нестерпимую зарю».

«Пречистая же своими руками коснулась святого, сказав: “Не ужасайся, избранник мой, я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках… и об обители твоей. Не скорби уже, ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем ко Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее”. И, сказав сие, стала невидима». И действительно, за все время своего существования Троице-Сергиева лавра ни разу не была захвачена врагами — татары проходили мимо нее, поляки безуспешно осаждали ее, русские (приверженцы самозванца) не смогли взять ее.

Много и других чудесных явлений наблюдали ученики Сергия в его святой жизни: так, Исаакий видел, как вместе с преподобным служил литургию ангел Божий — «светоносный муж в блистающих ризах»; Симон — как во время службы небесный огонь, окружавший святой престол, неожиданно свившись «яко же некая плащаница, вниде во святый потир, и тако преподобный причастися».

***

Преподобный Сергий оказал неоценимые услуги Русской земле в укреплении и поддержании мира, содействовал сосредоточению и усилению государственной власти в руках великого князя московского, умирял удельных князей.

Так, по просьбе митрополита Алексия преподобный Сергий отправился к рассорившимся князьям-братьям Дмитрию и Борису Константиновичам, оспаривавшим друг у друга Нижний Новгород — стольный город их княжества. Чтобы заставить покориться младшего, Бориса (противника Москвы), преподобный Сергий применил к упрямцу небывалую тогда на Руси «крайнюю» меру: «затворил» все церкви в Нижнем, прекратив богослужения. И князь Борис был вынужден помириться с братом, отдать ему город.

В другой раз, по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, преподобный пришел пешком к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с Москвой. После долгих увещеваний миссия троицкого игумена завершилась успешно.

Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на битву против полчищ Мамая, предсказав победу русскому воинству: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог».

Подписью преподобного Сергия было скреплено завещание великого князя Дмитрия Донского, в котором был записан новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну.

Преподобным Сергием и при его содействии были основаны 37 (!) монастырей в дотоле необжитых местах нашей Отчизны, которые составили своеобразную «школу». Среди них Симонов в Москве, Киржачский, Голутвин в Коломне, Высоцкий близ Серпухова, Борисоглебский около Ростова, Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский близ Боровска, и другие.

Отказавшись от всех благ этого мира ради любви к Всевышнему, преподобный Сергий не имел кровных детей, но создал величайшую «семью» святорусскую. Его духовные дети, внуки, правнуки и праправнуки возглавляли Русскую Церковь, осваивали глухие края и повсюду зажигали «светильники духа». Ученики преподобного Сергия — Андроник, Феодор Симоновский, Афанасий Серпуховской, Савва Звенигородский, Авраамий Галичский, Мефодий Пешношский, Иаков Железноборский и многие другие — основали еще около 50 монастырей, ставших впоследствии духовными и культурными центрами России. Среди них Спасо-Андроников в Москве, Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Железноборский близ Галича, Воскресенский на севере Ярославской области, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и другие.

Несомненно, то была Божья воля: ученики преподобного Сергия помнили удивительный рассказ своего учителя, ставшего всероссийским игуменом, отцом-наставником всего русского народа. Однажды ночью в своей келье преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце, Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц». И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».

Как писал архимандрит Никон (Рождественский), «духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского».

***

Осенью 1392 года, примерно на 80-м году жизни, преподобный Сергий впал в тяжкий недуг. Предчувствуя скорый конец, он призвал братию для последних наставлений...

Прошли столетия… Троицкая лавра (лавра греч. — общежительный монастырь) стала одной из крупнейших и богатейших русских обителей. Но ценнее всех ее сокровищ и доныне считается священная рака с мощами преподобного Сергия, который оставил завет для всех поколений русских людей: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же — страннолюбие и смирение».

Орловско-Ливенскую епархию посетит икона святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей

 

Подробнее...В субботу, 28 сентября, в Орел пребудет чудотворная икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его мощей. В 17.00 святыню встретят в Ахтырском кафедральном соборе, где она пробудет в течение нескольких дней, после чего в течение месяца посетит храмы ряда городов и районных центров Орловской области.

Принесение иконы совершается по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Антония и архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия.

Святитель Феодосий управлял Черниговской епархией в конце XVII века. На его долю выпала нелегкая участь, время нестроений, католических и польских наваждений. Святитель Феодосий много и ревностно трудился, реставрировал монастыри, храмы. Кроме того, что он управлял епархией и заботился о ней, Святитель был большим молитвенником. Он отличался добродетелью, добрым и покладистым характером, очень много помогал людям. Еще при жизни он удостоился дара чудотворения, и люди приходили к нему просить его молитв.

После преставления тело Святителя находилось в Борисоглебском соборе, где и случилось первое чудо, очень важное для Церкви. Иоанн Тобольский, когда приступил к управлению Черниговской епархией, очень сильно заболел и врачи уже не знали, как ему помочь. Во сне ему явился Святитель Феодосий и сказал: завтра будешь служить Литургию и когда отслужишь, выздоровеешь. И вот он в очень тяжелом состоянии, лежащий, призвал к себе своих послушников и говорит: читайте правило, буду готовиться к Литургии. Все были весьма удивлены, но все исполнили. На другой день Иоанна Тобольского почти вынесли на руках и повезли в храм. На него так было трогательно и жалко смотреть, но он все равно служил, а к концу литургии уже сам стоял на ногах, почувствовал силы и вскоре выздоровел. В благодарность Святителю Феодосию за помощь в Борисоглебском соборе была построена специальная пещера и открыт гроб с мощами Святителя для поклонения верующим.

Его канонизация состоялась в 1896 году.

Особо святитель почитается будущими студентами, которые обращаются к нему с молитвами, прося заступничества при поступлении в вуз. Святитель Феодосий помогает людям с тяжкими болезнями — в благодарность ему служатся молебны и акафисты.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

 

В праздник Рождества Богородицы в Орле пройдет крестный ход к месту основания города

Подробнее...По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония 21 сентября 2013 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, от Богоявленского собора Орла к месту слияния Оки и Орлика пройдет традиционный крестный ход. Инициатором проведения крестного хода выступил Председатель Союза общественных объединений Орловской области «Воздвижение» А.В.Пилюгин.

Предстоящий праздник имеет для Орла особое значение. По мнению историка Владимира Неделина, именно в этот день был заложен город Орел. В своей книге «Орел изначальный» он высказывает мнение, что всё лето 1566 года, после того, как было принято решение о строительстве города, шла подготовка к закладке Орла, которая, таким образом, скорее всего пришлась на осень. Сама эта церемония по обычаям того времени была приурочена к ближайшему церковному празднику, в честь которого освящали соборную церковь. Известно, что собор в Орловском кремле был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По словам Владимира Неделина, традиция закладки города в день церковного праздника и освящение в то же имя собора имела характер законодательного акта и была широко распространена. И если в случае с Орлом — самая первая его церковь, стоявшая у места основания города, была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы, то этот день мы с уверенностью можем считать днем рождения нашего города.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

Фото: Анатолий Борисов

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев

Подробнее...Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Это дополнительное празднование установлено 25 декабря 2012 года Священным Синодом Русской Православной Церкви, определившим совершать его в воскресенье, предшествующее 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) в воспоминание перенесения честных мощей святых князей в 1992 году. И сегодня мы возносим ко Господу, благоверным Муромским князьям сугубые молитвы о православных семьях, об умножении любви, об укреплении мира, согласия и взаимопонимания среди супругов, о даровании им детей, об их благополучии и долгоденствии.

Князья Петр и Феврония явили нам пример подлинно христианской семьи. Исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере, надежде и любви, они достигли святости, благочестиво живя в браке. Супруги хранили верность друг другу до последнего дня, выдержав с помощью Божией все испытания, отвергнув все соблазны. По особой милости Господней они перешли в мир иной в одно и то же время и были погребены вместе. Так Премудрый Создатель самой смертью прославил своих верных угодников, исполнивших Его повеление: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).

Сегодня наши семьи, особенно молодые супружеские пары, помимо испытания бытом, материальными проблемами подвергаются другой, еще более серьезной опасности: современный мир предлагает нам совсем иную модель поведения, иной образ жизни, отличный от того, к которому призывает нас Христос и которому последовали благоверные Муромские князья. Вступление в брак — законный союз мужчины и женщины — зачастую уже не рассматривается в качестве необходимой нормы, регулирующей отношения между полами. Единственной нормой, которая предлагается секулярным сознанием, игнорирующим Божественные установления, является сиюминутная прихоть, жажда новизны, поиск порочных удовольствий. Жизнь такого человека, порабощенного инстинктами, находящегося в плену у своих страстей, в конечном итоге оказывается пустой и безрадостной, одинокой и несчастной. Подлинную же радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, установленными Творцом, когда всем сердцем стремимся быть со Христом и любить своих ближних.

Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь (см. Флм. 1:2) в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте. Призываю архипастырей, пастырей, прочих служителей церковных, а также мирян оказывать всяческую поддержку православным семьям, особенно многодетным.

Молитвенно желаю всем щедрых милостей от Приснотекущего Источника благодати — Господа. Прославляя Триединого Бога, попечение о людях Своих имущего, обращаюсь к вам с апостольским призывом: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

***

В связи с тем, что празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских совершается 8 июля (25 июня по старому стилю), то есть в период Петрова поста, и имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих святых покровителей супружества, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение (журнал № 129 от 25-26 декабря 2012 года) об установлении дополнительного дня празднования в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст. ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году.

Также Священный Синод на заседании 29 мая 2013 года утвердил (журнал № 58) представленный Синодальной богослужебной комиссией текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых супругов.

Программа празднования 900-летия Крещения Орловщины и Центральной части современной России

 

Подробнее...С 6 по 9 сентября в Орловско-Ливенской епархии пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной части современной России священномучеником Кукшей. По приглашению Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония в Орел прибудут делегации епархий России и Украины, которые примут участие в торжественных богослужениях и культурно-просветительских мероприятиях в Орле и Орловской области.

Программа мероприятий

7 сентября

17.00. Всенощное бдение

Место проведения: Свято-Успенский монастырь г. Орла

8 сентября

9.00. Божественная Литургия с участием архиереев и гостей из других епархий

Место проведения: Ахтырский Кафедральный собор г. Орла

12.00. Научно-практическая конференция, посвященная 900-летию крещения Орловщины и Центральной части современной России. Открытие выставки «Орловщина Православная. К 900-летию подвига священномученика Иоанна Кукши».

Экспозиция расскажет об истории Православия на Орловщине. На выставке будут представлены иконы, предметы церковного облачения и церковная утварь, а также фотографии, другие изобразительные материалы, личные вещи священников.

Место проведения: Орловский областной краеведческий музей (г. Орел, ул. Гостиная, д. 2)

17.00. Торжественное Всенощное бдение

Место проведения: Ахтырский Кафедральный собор г. Орла

9 сентября

9.00. Торжественная Божественная литургия в Воскресенском соборе. Встреча Крестного хода. Прибытие святой иконы священномученика Кукши.

Место проведения: монастырь св. Кукши

 

18.00. Праздничный концерт.

Место проведения: Мегакомплекс «ГРИНН», Концертный зал «Гринн-Центр»

Крестный ход в монастырь святого Кукши

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония в канун торжеств из Орла в монастырь святого Кукши пройдет крестный ход.

6 сентября

Крестный ход начнется в 10.30 от Богоявленского собора. Маршрут движения: Богоявлеский собор — набережная р. Орлика — Александроский мост — ул. Ленина — ул. Горького — Свято-Успенский мужской монастырь.

В 14.00 6 сентября Крестный ход продолжит движение от Пантелеимоновского храма при Плещеевской больнице (Орловский район) по Болховскому шоссе. Конечный пункт следования 6 сентября — д. Полозовские дворы, откуда участники будут доставлены в Орел на ночевку.

7 сентября

Крестный ход начинает движение от д. Полозовские дворы по Болховскому шоссе; ночевка и ужин — в оздоровительном лагере «Елочка» (Болховский район, п. Петропавловский).

8 сентября

Утром крестный ход выйдет из лагеря «Елочка» на трассу Болхов-Мценск, и вечером того же дня прибудет в п. Тельчье (Мценский район), где остановится на ночлег.

9 сентября

В 7.00 Крестный ход начнет движение в сторону монастыря Святого Кукши, куда прибудет к 9.00 — времени начала торжественной Божественной литургии.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

 

Еще статьи...