Главная Новости

Новости

Открытие студии живописи при Ахтырском кафедральном соборе.

9 июля в 18.00 в помещении детской воскресной школы при Ахтырском кафедральном соборе состоялось открытие студии живописи, на которой были представлены работы учеников Гаврилова В.Н.

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Подробнее...7 июля, в неделю 2-ую по Пятидесятнице, Святая Церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день праздничную Божественную Литургию совершил настоятель храма митрофорный протоиерей Димитрий Захаров.

Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в  одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архпнгела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария  стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием».  В этом состоянии Захария  пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие Захарии  противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария  вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: "Иоанн будет имя ему", и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который "воздвиг рог спасения в дому Давида".

 

Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет "от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше", т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35).

 

 

Для Ахтырского кафедрального собора написана икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Подробнее...По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония для Ахтырского кафедрального собора г. Орланаписана икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей святого. Святыня была передана храму из Крымской епархии.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — известнейший на Руси подвижник, выдающийся русский хирург и духовный писатель, архиепископ Симферопольский и Крымский. Много претерпел страданий в годы антицерковных гонений. Много раз арестовывался, пройдя по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества.

В 1996 году были обретены его честные нетленными мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Научные труды и проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого составили духовную сокровищницу русской Православной Церкви. Многие православные врачи считают Святителя Луку своим святым покровителем.

Он канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году.

Память святого Луки празднуется в день Собора новомучеников и исповедников Российских и 29 мая (11 июня).

 

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Подробнее...Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу

Господом нашим Иисусом Христом!

(1 Кор. 15:57)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Именно в этих словах, которыми люди на протяжении веков встречают друг друга в светлые пасхальные дни и которыми свидетельствуют миру об истинности события, произошедшего два тысячелетия назад, содержится огромная внутренняя сила. В них — и весть о победе, и призыв к радости, и пожелание мира, и надежда и утешение для каждого человека.

Тот, Кто был рожден Пречистой Девой Марией, Тот, Кто тяжело и безвинно страдал, был распят и умер на кресте посреди двух разбойников, Тот первым из всех людей восстал из мертвых. «Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6). Гробница пуста. В ней остались лишь пелены, в которые было завернуто Его тело. Жены-мироносицы, придя к месту погребения Господа «весьма рано… при восходе солнца» (Мк. 16:2), не нашли там Иисуса, ибо ни камень, закрывавший вход в пещеру, ни охранявшая ее стража, ни даже сама смерть не смогли противостать великой силе Бога Живаго. «Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14), ликующий ад уже приготовился поглотить своего самого могучего врага, но вместо этого замер от ужаса, ибо озарился светом Божества. Христос уничтожил тление и разрушил смерть.

Через первого человека, который ослушался Создателя и отпал от Источника вечной жизни, в мир вошло зло, и грех стал царствовать среди людей. Христос же — «последний Адам» (1 Кор. 15:45) — победил смерть духовную, душевную и телесную. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:22). Все потерянное нами в первом Адаме мы вновь получили во Христе. Пасха Господня — это поистине величайший дар Божиего домостроительства (прп. Феодор Студит).

Преодолев отчуждение человека от Творца, Спаситель даровал нам возможность соединиться с Ним. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Крестом Христовым нам «даровано воскресение открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божиими и наследниками» (Точное изложение православной веры. Кн. 4). Все мы призваны стать достойными этого дара.

Сын Божий, восприняв нашу природу, уподобился нам во всем, кроме греха. Своей земной жизнью и крестными страданиями Он показал пример величайшего смирения и послушания Небесному Отцу, пример борьбы с искушениями и соблазнами, а Своим Воскресением разрушил оковы греха и дал нам силы и средства побеждать зло. Именно в такой борьбе человек растет духовно и становится нравственно свободной личностью.

Мы живем в то время, когда свобода нередко трактуется как вседозволенность. Многие искренне полагают, что лишь власть и богатство, здоровье и физическая сила способны принести освобождение, и, соревнуясь в служении кумирам века сего, зачастую проигрывают в главном, в достижении подлинной цели бытия. Восставший от гроба Спаситель, даровав нам свободу, открыл эту цель, которая состоит в познании Истины (см. Ин. 8:32) и в жизни с Богом.

Уничтожив телесную смерть, Христос обещал вечную жизнь, но не как бесконечное продолжение земного пути, а как преображение всего человеческого существа, когда само тело обретает новые свойства. В Воскресении Господа тáинственно явлен прообраз и нашего будущего воскресения. В грядущем Царствии Небесном, где не будет ни смерти, ни болезни, ни разлуки, ни даже времени,«отрет Бог всякую слезу с очей» (Откр. 21:4), и радость будет нескончаемой, а любовь — вечной. Победа Господа над смертью дает всем нам непоколебимую надежду, что и мы вслед за Ним во Второе славное пришествие Его воскреснем для новой жизни — жизни в непрестанном общении с Богом.

Разделим же радость о Воскресшем Спасителе нашем со всеми, кто нуждается во внимании и заботе: с больными, пожилыми, страждущими, унывающими, томящимися в темницах, лишенными средств и крова людьми. И, уподобившись свидетелям Воскресения — святым апостолам, с верой и дерзновением будем возвещать ближним и дальним благую весть о том, что воистину воскрес Христос! Аминь.

Москва

Пасха Христова

2013 год

Пасхальное послание архиепископа Орловского и Ливенского Антония клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии

В канун праздника Светлого Христова Воскресения Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний обратился ко клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии с Пасхальным посланием.

* * *

Подробнее...Возлюбленные о Господе Всечестные отцы — пастыри на истинной ниве Христовой, облеченные Благодатью священнического и диаконского сана, иноки древней Свято-Успенской возрождаемой ныне св. обители и других мужских монастырей, наши славные инокини и молитвенницы, несущие свой подвиг служения Истине в женских монастырях и храмах нашей Святой земли Орловской, все чада нашей единой Святой и великой Русской Православной Церкви!

В светоносный день Пасхи Христовой, именуемой праздником всех праздников и торжеством всех торжеств, обращаюсь к вам, дорогие мои братья и сестры, с этим вечным и трепетно-ликующим приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Воистину ныне, как воспевает торжественно Святая Церковь, «небо и земля радуется», ибо «смерти празднуем умершвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (канон Пасхи). Этими и другими дивными и вечными словами раскрывается внимательному слушателю в храме Божием суть события Воскресения Христа, ­ Бога, «Жизнодателя, Победителя и Свободителя!»

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Так передается нам краткое содержание великого праздника в пасхальном тропаре. Однако содержание его касается не только судьбы человека, обретшего Воскресением Христа подлинную свободу от диавольского порабощения во аде, но и судьбы всей Вселенной, всего необъятного для нас Космоса, в котором Земля, как планета — всего лишь пылинка, предоставленная нам для нашего временного пребывания на ней. В чем же заключается смысл нашего пребывания в этой временной жизни? Каждый православный христианин знает, что смыслом жизни его является Спасение вечное нашей безсмертной вечной души. Спасение, немыслимое без помощи Христа, воплотившегося как человек, искупившего наши бесчисленные грехи распятием Своим за нас на Кресте, и тем примирившим с Творцом и Богом.

Искренне верующему во Христа Спасителя и стремящемуся спастись от зла в этом временном мире, праздник Воскресения Христова подает неизреченную словами великую Радость. Преподобный Серафим Саровский, осиянный этой неизреченной радостью постоянного общения с Богом через молитву и подвиги в борьбе с диаволом, эту величайшую радость своего духовного состояния передавал для всех окружающих словами: «Христос Воскресе, радость моя!» По словам преподобного Иоанна Кронштадтского, всякий достойно принимающий Святые Тайны за Божественной Литургией, соделовается «ангелом во плоти и небожителем, усыновленным через искупительные страдания Христа Отцу нашему Небесному!» Достойно принять св. Тайны Христовы — значит добровольно соединиться с Господом в грядущем совоскресении с Ним для жизни вечной. Велик Господь, но велик и созданный Им человек: будем помнить, что весь материальный мир не стоит одной души человека!

Пасха по-­русски значит «переход». Если в Ветхозаветной Пасхе переход из плена Египетского обозначал избавление от рабства физического, как только прообраз нынешней Пасхи, то Пасха Христова Новозаветная, сегодняшняя, есть истинная, завершительная Пасха, отверзающая нам и всем верующим в Мессию и Христа врата Рая, свободного от греха и губителя рода человеческого — диавола.

Тема Пасхи Ветхозаветной и Пасхи Новозаветной освещена Самим Господом нашим Иисусом Христом в Св. Евангелии при описании важнейшего евангельского события — Тайной Вечери. Обратим здесь особое внимание на сокровенные слова Спасителя, сказанные при установлении Им важнейшего Таинства св. Евхаристии. «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря, Сие есть Тело Мое, которое за вас предается», и в отношении Чаши, говоря «сия Чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22,19,20). Понятно, что здесь Господь предает Себя грядущим страданиям за род человеческий, дабы мы, прибывая в святой Церкви Его, были искуплены, достойно принимая Святые Тайны Христовы, как преемники той же Вечери — Воскресшего! Свидетели и участники Тайной Вечери еще не смогли воспринять сокровенный смысл святой Евхаристии, и только после Воскресения их Учителя и Господа всё им открылось. Только тогда они вспомнили, как на Тайной Вечери Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ея, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22,15­16). И она — совершилась, и мы Ею — спасены.

Врата Рая для веровавших в Мессию — Христа до Его пришествия на землю и верующим в Него после пришествия — открылись. Последнее, при кончине Господа на Кресте, засвидетельствовано видимым знаком: «и завеса в Храме раздралась посредине» (Лк. 23, 45). Путь спасения открыт с того момента для всех истинно верующих во Христа как в Его Святой Ветхозаветной, так и в Его Святой Новозаветной Церкви, навсегда — единой, навсегда — Православной.

Св. Евангелие ясно свидетельствует нам о Сошествии Христа Спасителя во ад после Его Воскресения из мертвых, чтобы изъять оттуда всех ветхозаветных праведников. Следовательно, Христос пришел в мир и для ветхозаветных, ожидавших Его пришествие, и для новозаветных в Его единой и Святой изначально православной Церкви. Об этом нам свидетельствует все содержание Библии, постоянным напоминанием нам через псалмы и молитвы, употребляемые в наших церковных богослужениях. Весь закон и вся полнота, необходимая нам для нашего спасения — в наших храмах! «Небом на земле» называет св. Иоанн Кронштадтский православные храмы Божии, и «чем дольше — говорит он, ­ — продлится истинная вера на земле — тем большее количество людей спасется для Царства Небесного и пребывания там со Христом во веки».

Человек, удалённый от Бога и пренебрегающий храмом Божиим, наиболее уязвим от влияния на него демонических сил, ввергающих душу его во многие жизненные сложные проблемы. Когда храмов недостаточно, то это влияние действует еще интенсивнее и на индивидуума, и на всё общество. Развращаемый диаволом мир с особой силой диктует обществу свои, якобы «новые законы», совершенно несовместимые не только с законом Божиим, но и со здравым смыслом любого разумного человека. Это происходит тогда, когда истинные духовные христианские ценности подменяются ложными, что, естественно, порождает дискомфорт в индивидууме и коллапс в обществе, и это закономерно: где взрыв — там пустота. Результат — самый плачевный, потому что в этой ситуации человек уподобляется своему патрону и повелителю князя бесовского, который творческим потенциалом просто не обладает, ибо это ему Богом не дано, и только кроме побуждения учёных к созданию, например, бездушных роботов, он ни на что не способен. Для пребывающего же с Богом, процесс творческий не только не умаляется, но постоянно набирает силу, и это творческое постоянство — вечно, как сам Творец и Бог, и Его создание — вечный же человек, по образу и по подобию Божию созданный. Здесь могу точно сказать: убежденному атеисту я никогда не завидовал, потому что этот путь жизни — в бесконечную удалённость от Бога — во тьму, а не наоборот.

В этом году наша Русь празднует 1025­-летие своего Крещения, давшего России статус государственности и поставившего её в один ряд с великими державами на мировой арене. И кто, как не вера Православная наша и Воскресший Христос Спаситель, много и премного раз спасали наше Отечество и народ наш от многих потрясений и бедствий, выпавших по нашим грехам на нашу долю, и как бы не было трудно — сила Русского духа, молитвами святых угодников наших и защитников, их молитвами укрепляемых, всегда обеспечивала победу над врагами. По этому поводу вспоминаются слова великие и святые, переданные нам как завещание из глубины ушедших веков: Русь святая! Храни веру Православную, в ней же тебе ­ утверждение!

Не потому ли мы сейчас так разобщены и даже озлоблены, что многие потеряли веру нашу — тот драгоценный бисер, на котором зиждется понимание вещей духовных и счастье наше народное, верой и любовью друг к другу объединённое? Наверное, есть в этом доля правды. Но именно Св. Пасха да объединит нас, да даст нам силы и возможность наиболее ощутимо возвыситься над самими собой и понять свое невежество в осуждении, к примеру, даже священников своих. И хотел бы спросить осуждающих: воспитал ли кто либо из них своего сына священника или девицу, вступившую в монастырь? Навряд ли кто ответит утвердительно. И сами мы понимаем, как сложно воспитывать сегодня детей в духовных ценностях, и когда видишь священника и замечаешь в нём какие-­либо недостатки, следовало бы не ругаться на него, гневя Бога и писать всякие обвинения, чаще всего со слов других, а помолиться с любовью за него и понять, как ему непросто угодить всем. Когда вразумимся и будем любить священников, то Господь и нам простит многие наши согрешения, а в особенности, порой, и в безответственном воспитании собственных детей. Нужно понять, что священников в наше время недостаточно, и не всегда они достаточно корректны и обходительны, но да простит их Господь. Это, однако, не значит, что духовное начальство пройдёт мимо нарушений, требующих особого внимания.

Пасха есть тот истинный вечный мир, за которым стоит сам Воскресший Христос и призывает нас на свою пасхальную трапезу Жизни Вечной в Его Царстве Правды Божией, которому никогда не будет конца, как и нашей безсмертной и вечной душе.

Еще и еще раз поздравляю вас, дорогие мои соотечественники, с великим светлым праздником Пасхи Христовой, и искренне желаю вам той Пасхальной Радости, которая да сопутствует вам, приносящим друг другу троекратное Пасхальное целование и эти святые слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ !

АМИНЬ

С любовью во Христе Воскресшем —


Архиепископ
Орловский и Ливенский
АНТОНИЙ

Пасха Христова
2013 г.
г. Орел

Еще статьи...