Главная Новости

Новости

Архиепископ Антоний в Неделю 17-ю по Пятидесятнице служил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе

 

 

В Неделю 17-ю по Пятидесятнице Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний возглавил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе г. Орла.

Его Высокопресвященству сослужил настоятель Ахтырского собора, митрофорный протоиерей Димитрий Захаров и священнослужители храма.

 

Владыка Антоний в своей проповеди, после прочтения Святого Евангелия, раскрыл суть рассказанного в воскресном Евангелии повествования о воскресшем юноше : «А теперь задумаемся, для чего произошло это евангельское событие?

Для вразумления всех находившихся там, для того, чтобы люди поняли – не только этим мiром они живут. Не только миром любви к ребёнку, к жизни человеческой, к любимым людям, но и миром иным, миром Божественным.

А почему? Да потому что сам Господь явился к людям, чтобы образумить их, чтобы они вспомнили, откуда они. Чтобы вспомнили, что они исходят от Бога через Адама и Еву, которые затем лишились Рая. И Господь пришёл, чтобы вернуть людям Рай, вернуть их первозданное состояние.

А для этого надо жить не только в любви в человеческом плане, но и Любовью по Благодати Божией.

А Благодать Божия в душе пребывает только тогда, когда мы любим храм Божий. Когда мы назидаемся Святым Евангелием. Когда мы в храме молимся вместе со всеми. И великая эта благодатная сила начинает проявляться в человеке, и он начинает понимать, зачем это нужно.

Так же и в сегодняшнем Евангелие. Произошедшее там воскрешение юноши было необходимо для назидания людям, чтобы люди разумели пагубность греховной жизни и начинали возвращаться к истокам духовной жизни, к истокам духовной радости, к которой зовёт нас Господь для нашего вечного спасения, потому что Бог есть Любовь!

Что же мы видим, когда люди перестают это понимать. Когда за семьдесят лет атеизма многие отошли от того, что есть Любовь и утеряли добрые чувства друг к другу в нашем обществе. Потому что потеряли Благодать Божию, которая в храме пребывает. И которая благословляет на вечное, доброе, хорошее.

И как результат - когда мы пренебрегаем Создателем рода человеческого, происходит полная опустошённость духовная, противостояния между людьми, несостоявшиеся браки, разрушающие страну общественные движения, ненависть друг к другу. Мы всё это наблюдаем повсеместно. Когда мы проходим мимо храма, занятые своими сиюминутными делишками, пустотой и суетой этой жизни, которые не ведут к радости, к счастью человека, а отторгают его от этого счастья, которое заключено в том, чтобы любить Бога. А потому иного пути, чем пути с Богом у человека нет.

А люди верующие, наблюдавшие две тысячи лет назад воскрешение юноши, восклицали – «Воистину Великий Пророк между нами. Воистину Бог посетил нас!»

Вот это ощущение, что Бог посетил нас, приходит тогда, когда мы посетили Бога. Когда мы приходим в храм Божий. Когда мы не забываем о тех заветах, которые нам даны. И это вразумляет нас в том числе и для доброй хорошей жизни здесь, на Земле. И для наследования Царствия Небесного. Аминь».

Текст: Анатолий Борисов, Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии.

 

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

 

Торжественное всенощное бдение накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы

13 октября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в нашем соборном храме торжественное всенощное бдение, возглавил архиепископ Орловский и Ливенский Антоний.

Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...Подробнее...

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Подробнее...«Прошлое Русской земли богато великими героями, жертвовавшими жизни за Родину, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями. По великому промыслу Божиему богато оно и скромными подвижниками, совершавшими такие духовные подвиги, которые вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, они оставили память, прочнее памяти многих героев. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего православного народа.

Одним из таких праведников является преподобный Сергий Радонежский, к гробнице которого и поныне ежегодно стекаются миллионы русских людей» (архимандрит Никон (Рождественский).

***

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. Ребенка окрестили с именем Варфоломей, что значит «сын радости». Еще до рождения Бог избрал его на служение Себе: младенец во чреве матери трижды возгласил в храме во время Божественной литургии.

С детства Варфоломей отличался добротой, любовью к молитве и посещению храма. Рос он тихим и кротким мальчиком, любившим уединение и сторонившимся сверстников. Вместе с братьями Степаном и Петром в семилетнем возрасте Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с превеликим трудом. Впечатлительный мальчик очень переживал эту напасть и усердно молил Господа «открыть ему дверь книжного разумения».

Однажды, разыскивая в поле пропавших лошадей, он увидел старца-монаха. От смиренного и кроткого облика старца веяло такой необыкновенной добротой и любовью, что неожиданно для самого себя Варфоломей поведал ему свое горе. Старец помолился, благословил мальчика, и… Господь дал тому память и разумение: Варфоломей стал преуспевать в книжной премудрости гораздо больше, чем и его братья и все прежде насмехавшиеся над ним соученики.

После этого чудесного события в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу.

***

XIV век был тяжелым временем для Руси — татары разорили практически всю страну, а между русскими князьями шли бесконечные раздоры и междоусобицы. Обеднев от татарских набегов и поборов московского князя, некогда довольно зажиточная семья Варфоломея вынуждена была оставить родную ростовскую землю. Как и многие ростовчане, перебрались они в маленький городок Радонеж — удел младшего сына Ивана Калиты Андрея, где переселенцам были обещаны многие льготы и всяческая помощь. Было это в 1328 году.Подробнее...

После смерти родителей, в 20-летнем возрасте, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, к тому времени овдовевшим и принявшим монашеский постриг, поселился в 10 верстах от Радонежа в глухом лесу на горе Маковец у речки Кончуры. Здесь они срубили убогую келью и маленькую церковь, которую освятили в честь Святой Троицы. Так в 1337 году было заложено основание знаменитой впоследствии обители преподобного Сергия.

Вскоре Стефан, не выдержавший суровой жизни, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Кстати, впоследствии, будучи архимандритом, Стефан стал духовником великого князя Симеона Гордого, а его сын — святой Феодор — будет духовным отцом государя московского, благоверного князя Димитрия Донского.

Варфоломей же, постриженный на 23-м году жизни в монашество с именем Сергий (что у древних римлян значило «высокий, почтенный»), два года жил один. Тяжела была жизнь в «пустыне»: мимо его одинокой кельи пробегали голодные волки, готовые растерзать инока, бродили медведи, бывало ему холодно и голодно… Но какая-то чудесная сила, жившая в нем, заставляла переносить все тяготы и невзгоды — во всех скорбях и искушениях был с ним Господь! Незримая помощь Божья по усердным молитвам молодого монаха поддерживала и охраняла от всех напастей, ободряла и укрепляла усердного и верного раба Господня.

Как сказано в святом Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так не могли укрыться и подвиги Сергия, и вскоре о необыкновенном пустынножителе повсюду стала распространяться молва. Одни говорили о его трудолюбии и строгом воздержании, другие удивлялись его простоте и незлобию, третьи рассказывали о его власти над злыми духами — все поражались его смирению и душевной чистоте. Из окрестных сел и деревень к обители Сергия начали пробираться многие: кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой — всякий слышал от него доброе слово, возвращался утешенный и успокоенный.

Пришли к Сергию и 12 иноков, которые стали делить с ним тяготы пустынножительства. Сергий трудился больше всех: рубил дрова, строил для братии жилища, пек хлеб, носил воду, постоянно помня слова Спасителя: «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10: 44). Он оставался самым смиренным из монахов, носил самую ветхую одежду. Вскоре, как наиболее достойного, братия избрала Сергия своим игуменом. Было ему в это время около 40 лет. И еще долгих 30 лет управлял преподобный Сергий своей родной обителью.

«Мир — писал профессор В. О. Ключевский, — приходил в монастырь Сергиев, и то, что он видел здесь, быт и обстановка пустынного братства, уже поучали его самым простым правилам, которыми крепко христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно, “все худостно, все нищетно, все сиротинско”. В обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной рясе игумена, но все дружны между собой и приветливы к пришельцам. Каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, и все молятся после работы. Во всех чуется скрытый огонек, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту обитель труда и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный, освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибиваясь к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей». «Таково было сияние святости, всепобеждающая нравственная сила, духовная красота, нравственная чистота, таково было блистание разума в слове и совете Сергия. Уклоняясь от всяких почестей в убогой своей дремучей пустыньке, Сергий был (и остался на все века) совестью Руси!» (Б. В. Шергин). А потому со временем обитель Живоначальной Троицы стала центром духовной жизни Московской Руси.

***

Шли годы... Слава о преподобном Сергие распространилась не только по Русской земле, но и за ее пределами: сам Константинопольский патриарх Филофей прислал преподобному крест и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общинножития. Митрополит Алексий Московский, с которым преподобного Сергия связывали тесные узы духовной дружбы, предчувствуя близкую кончину, хотел передать ему свои полномочия, но Сергий по своему смирению отказался от первосвятительства.

Как поется в церковном песнопении, «в пениях, бдениях и пощениях ты был примером твоим ученикам, поэтому вселился в тебя Святой Дух». Преподобный Сергий совершал многие чудеса по молитве, удостаивался великих откровений: за четыре года до кончины явилась ему Матерь Божия и обещала покровительство его обители. Вот как описывает это чудо Епифаний, ученик и автор жития преподобного.

Однажды блаженный старец молился перед образом Богоматери. Прочитав положенные молитвы, присел он немного отдохнуть и вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо, трезвись и бодрствуй, ибо чудное и ужасное посещение готовится сейчас нам». И тотчас послышался голос: «Се, Пречистая грядет». Святой заторопился из кельи в сени. И вот яркий свет осенил его, и увидел он Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном. И упал он ниц, не в силах терпеть «нестерпимую зарю».

«Пречистая же своими руками коснулась святого, сказав: “Не ужасайся, избранник мой, я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках… и об обители твоей. Не скорби уже, ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем ко Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее”. И, сказав сие, стала невидима». И действительно, за все время своего существования Троице-Сергиева лавра ни разу не была захвачена врагами — татары проходили мимо нее, поляки безуспешно осаждали ее, русские (приверженцы самозванца) не смогли взять ее.

Много и других чудесных явлений наблюдали ученики Сергия в его святой жизни: так, Исаакий видел, как вместе с преподобным служил литургию ангел Божий — «светоносный муж в блистающих ризах»; Симон — как во время службы небесный огонь, окружавший святой престол, неожиданно свившись «яко же некая плащаница, вниде во святый потир, и тако преподобный причастися».

***

Преподобный Сергий оказал неоценимые услуги Русской земле в укреплении и поддержании мира, содействовал сосредоточению и усилению государственной власти в руках великого князя московского, умирял удельных князей.

Так, по просьбе митрополита Алексия преподобный Сергий отправился к рассорившимся князьям-братьям Дмитрию и Борису Константиновичам, оспаривавшим друг у друга Нижний Новгород — стольный город их княжества. Чтобы заставить покориться младшего, Бориса (противника Москвы), преподобный Сергий применил к упрямцу небывалую тогда на Руси «крайнюю» меру: «затворил» все церкви в Нижнем, прекратив богослужения. И князь Борис был вынужден помириться с братом, отдать ему город.

В другой раз, по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, преподобный пришел пешком к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с Москвой. После долгих увещеваний миссия троицкого игумена завершилась успешно.

Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на битву против полчищ Мамая, предсказав победу русскому воинству: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог».

Подписью преподобного Сергия было скреплено завещание великого князя Дмитрия Донского, в котором был записан новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну.

Преподобным Сергием и при его содействии были основаны 37 (!) монастырей в дотоле необжитых местах нашей Отчизны, которые составили своеобразную «школу». Среди них Симонов в Москве, Киржачский, Голутвин в Коломне, Высоцкий близ Серпухова, Борисоглебский около Ростова, Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский близ Боровска, и другие.

Отказавшись от всех благ этого мира ради любви к Всевышнему, преподобный Сергий не имел кровных детей, но создал величайшую «семью» святорусскую. Его духовные дети, внуки, правнуки и праправнуки возглавляли Русскую Церковь, осваивали глухие края и повсюду зажигали «светильники духа». Ученики преподобного Сергия — Андроник, Феодор Симоновский, Афанасий Серпуховской, Савва Звенигородский, Авраамий Галичский, Мефодий Пешношский, Иаков Железноборский и многие другие — основали еще около 50 монастырей, ставших впоследствии духовными и культурными центрами России. Среди них Спасо-Андроников в Москве, Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Железноборский близ Галича, Воскресенский на севере Ярославской области, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и другие.

Несомненно, то была Божья воля: ученики преподобного Сергия помнили удивительный рассказ своего учителя, ставшего всероссийским игуменом, отцом-наставником всего русского народа. Однажды ночью в своей келье преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце, Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц». И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».

Как писал архимандрит Никон (Рождественский), «духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского».

***

Осенью 1392 года, примерно на 80-м году жизни, преподобный Сергий впал в тяжкий недуг. Предчувствуя скорый конец, он призвал братию для последних наставлений...

Прошли столетия… Троицкая лавра (лавра греч. — общежительный монастырь) стала одной из крупнейших и богатейших русских обителей. Но ценнее всех ее сокровищ и доныне считается священная рака с мощами преподобного Сергия, который оставил завет для всех поколений русских людей: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же — страннолюбие и смирение».

Орловско-Ливенскую епархию посетит икона святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей

 

Подробнее...В субботу, 28 сентября, в Орел пребудет чудотворная икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его мощей. В 17.00 святыню встретят в Ахтырском кафедральном соборе, где она пробудет в течение нескольких дней, после чего в течение месяца посетит храмы ряда городов и районных центров Орловской области.

Принесение иконы совершается по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Антония и архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия.

Святитель Феодосий управлял Черниговской епархией в конце XVII века. На его долю выпала нелегкая участь, время нестроений, католических и польских наваждений. Святитель Феодосий много и ревностно трудился, реставрировал монастыри, храмы. Кроме того, что он управлял епархией и заботился о ней, Святитель был большим молитвенником. Он отличался добродетелью, добрым и покладистым характером, очень много помогал людям. Еще при жизни он удостоился дара чудотворения, и люди приходили к нему просить его молитв.

После преставления тело Святителя находилось в Борисоглебском соборе, где и случилось первое чудо, очень важное для Церкви. Иоанн Тобольский, когда приступил к управлению Черниговской епархией, очень сильно заболел и врачи уже не знали, как ему помочь. Во сне ему явился Святитель Феодосий и сказал: завтра будешь служить Литургию и когда отслужишь, выздоровеешь. И вот он в очень тяжелом состоянии, лежащий, призвал к себе своих послушников и говорит: читайте правило, буду готовиться к Литургии. Все были весьма удивлены, но все исполнили. На другой день Иоанна Тобольского почти вынесли на руках и повезли в храм. На него так было трогательно и жалко смотреть, но он все равно служил, а к концу литургии уже сам стоял на ногах, почувствовал силы и вскоре выздоровел. В благодарность Святителю Феодосию за помощь в Борисоглебском соборе была построена специальная пещера и открыт гроб с мощами Святителя для поклонения верующим.

Его канонизация состоялась в 1896 году.

Особо святитель почитается будущими студентами, которые обращаются к нему с молитвами, прося заступничества при поступлении в вуз. Святитель Феодосий помогает людям с тяжкими болезнями — в благодарность ему служатся молебны и акафисты.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

 

В праздник Рождества Богородицы в Орле пройдет крестный ход к месту основания города

Подробнее...По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония 21 сентября 2013 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, от Богоявленского собора Орла к месту слияния Оки и Орлика пройдет традиционный крестный ход. Инициатором проведения крестного хода выступил Председатель Союза общественных объединений Орловской области «Воздвижение» А.В.Пилюгин.

Предстоящий праздник имеет для Орла особое значение. По мнению историка Владимира Неделина, именно в этот день был заложен город Орел. В своей книге «Орел изначальный» он высказывает мнение, что всё лето 1566 года, после того, как было принято решение о строительстве города, шла подготовка к закладке Орла, которая, таким образом, скорее всего пришлась на осень. Сама эта церемония по обычаям того времени была приурочена к ближайшему церковному празднику, в честь которого освящали соборную церковь. Известно, что собор в Орловском кремле был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По словам Владимира Неделина, традиция закладки города в день церковного праздника и освящение в то же имя собора имела характер законодательного акта и была широко распространена. И если в случае с Орлом — самая первая его церковь, стоявшая у места основания города, была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы, то этот день мы с уверенностью можем считать днем рождения нашего города.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

Фото: Анатолий Борисов

Еще статьи...